Пять разъяснений Минфина России, которые нужно учесть при подготовке отчётности

Разъяснения Минфина России по вопросам ведения бухгалтерского учёта уже давно стали неотъемлемой частью российского налогового законодательства. Мы постарались выделить пять разъяснений Минфина России, вышедших в 2015 году, которые бухгалтерам важно не пропустить, чтобы не допустить ошибок при подготовке отчётности.

Письмо от 04.02.2015 № 03-03-10/4547 «О  несущественности ошибок в первичных учётных документах»

Очень важным является письмо о несущественности ошибок в первичных учётных документах. Это письмо поясняет, что налоговая инспекция не может отказать налогоплательщикам в принятии к расходам при расчёте налога на прибыль  тех или иных операций на основании неправильно оформленных первичных документов. Это весьма значительный момент для многих бухгалтеров и компаний, который благодаря письму Минфина России теперь однозначно сформулирован. Это и аргумент на случай судебного разбирательства  с налоговой инспекцией. К сожалению,  раньше во многих ситуациях налоговая инспекция могла отказать в признании расходов на основании того,  что неправильно оформлены первичные документы, и  был частый повод для судебных разбирательств. Теперь, надеемся, удастся и разгрузить суды и уменьшить количество противоречий между предпринимателями и налоговой инспекцией.

Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчётности организаций за 2014 год от 06.02.2015.

В этом году бухгалтерам стоило обратить внимание на рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчётности организаций за 2014 год. Несмотря на то что это всего лишь приложение к письму Минфина России от 29.01.2014 № 07-04-18/01, в этом документе содержится очень много интересных вещей, которые напрямую касаются не только аудиторов, но и самих бухгалтеров.  Например, это вопросы, касающиеся учёта скидок по договорам, или учёта задолженности по кредитам и займам, или, что немаловажно на сегодняшний день, отражения средств на счёте в кредитной организации, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, и многое другое.

Письмо Минфина России от 14.05.2015 № 03-03-10/27647 в отношении положений ст. 3 Федерального закона от 20.04.2014 № 81-ФЗ

В этом письме специалисты Минфина России разъяснили спорные моменты закона, заменяющего понятие суммовых разниц курсовыми. Так как с начала года в нашем налоговом законодательстве больше нет понятия суммовых разниц, остаётся нерешённым вопрос, касающийся учёта доходов или расходов, а также обязательств, выраженных в иностранной валюте, если сделки совершенны до 1 января 2015 года. Спорная ситуация касается того, какие сделки считать совершёнными до 1 января 2015 года, а какие после этого. И что вообще считать сделкой: заключение договора, оплату по нему, отгрузку товара или что-то другое? Например, если договор заключён раньше в 2014 году, а товар поставлен позже в 2015 году, то как учитывать суммовые разницы? Действительно редкий пример лаконичности и точности от Минфина России, но данное письмо даёт чёткий ответ на то, как определять дату совершения сделки и, соответственно, какие события учитывать до 1 января 2015 года. С точки зрения налогового учёта и отражения суммовой разницы по уже совершённым сделкам  моментом совершения сделки необходимо считать дату возникновения у сторон кредиторской и дебиторской задолженности.

Письмо Минфина России от 18.05.2015 № 03-07-РЗ/28263 «О принятии к вычету налога на добавленную стоимость на основании одного счёта-фактуры частями в разных налоговых периодах в течение трёх лет после принятия на учёт товаров (работ, услуг)»

Лаконичное письмо, касающееся вычета НДС. Компании часто испытывают сложности в применении вычетов, поэтому зачастую избегают спорных моментов по этим вопросам. В данном письме Минфин России встаёт на сторону налогоплательщиков и разрешает по одному счёту-фактуре получать налоговые вычеты частями в разных периодах в течение трёх лет после принятия на учёт товаров (работ, услуг), за исключением основных средств, оборудования к установке и (или) нематериальных активов.  В некоторых ситуациях подобная возможность оказывается актуальной. Это письмо отражает общую тенденцию либерализации ситуации вокруг самого «коварного» налога – НДС. Пусть оно не является судьбоносным, но будем считать его предвестником дальнейших решений спорных вопросов, касающихся НДС. Конечно, уверены, что Минфин России и в дальнейшем выступит на стороне налогоплательщиков.

Письма, касающиеся индивидуальных предпринимателей

В наше время, когда само понятие индивидуальных предпринимателей является, возможно, без пяти минут пережитком прошлого, внимание государства к проблемам данного субъекта малого бизнеса особенно важно и лестно.  Во-первых, я сейчас говорю о письме Минфина России № 03-11-11/14751 от 19.03.2015 «Об учёте индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощённую систему налогообложения и выбравшего в качестве объекта налогообложения «Доходы», субсидии на открытие собственного дела, полностью израсходованной по целевому назначению». Во-вторых, о письме Минфина России № 03-11-11/17105 от 27.03.2015 «Об уменьшении ИП налога, уплачиваемого при УСН («Доходы минус расходы»), на страховые взносы». Разъяснять содержание этих писем здесь нет большой необходимости, так как всё понятно из их названия. Для бухгалтеров, работающих с индивидуальными предпринимателями, это очень важная информация, а для тех, кто не работает, – часть истории, так как сейчас в России активно обсуждается грядущая отмена ИП.

Общие тенденции

В целом во всех письмах Минфина России можно выделить несколько общих тенденции. Во-первых, это значительное влияние экономической ситуации в стране на политику министерства, что напрямую выражено в рекомендациях к аудитором и косвенно в письмах, касающихся курсовых разниц, учёта операций с валютой, учёта организациями убытков, оформления отчётности предприятий при реорганизации и во многих других моментах.  Абсолютно очевидно, что Минфин России смотрит на налоговое законодательство с точки зрения сложившейся экономической ситуации, падения курса национальной валюты, убыточности бизнеса.  Именно под эти проблемные ситуации и написана значительная часть писем Минфина России.

Во-вторых, это тенденция либерализации налоговой политики, связанной с НДС: очень много маленьких, но всё же уступок предпринимателям. С учётом первой тенденции и экономической ситуации в стране в целом желание Минфина России хоть в чём-то облегчить жизнь предпринимателям действительно похвально. Будем надеяться, что это желание найдёт  для себя более явные и действенные формы, и Минфин России ни в коем случае не остановится на достигнутом и сделанном. Понятно, что во многом он ограничен как раз экономической ситуацией и должен сейчас решать вопросы, связанные со стабилизацией экономики, большой экономики, к которой  в нашей стране субъекты малого и среднего бизнеса не имеют особого отношения и не осуществляют в неё хоть сколько-то значимый вклад.

В-третьих,  это уже отмеченное упоминание малого бизнеса и ИП, возможно не случайность, а  тенденция, и малый бизнес, находящийся сейчас в сложном положении, ждут какие-то положительные новости от государства и законодателей.

Подводя итоги, хочу отметить общую тенденцию, касающуюся нашего налогового законодательства: Минфину России, по сути, исполнительному органу, приходится работать за законодателей и за судебную систему. Cейчас именно письма Минфина РФ являются реальной помощью бухгалтерам.  Если бы они не написали эти письма, то было бы сложнее защитить свои интересы в налоговой инспекции и суде по многим вопросам, касающимся НДС и того же оформления первичных документов. Так что пусть Минфин РФ пишет письма, будем и дальше их ждать и с радостью читать.

Назарько Инесса, Директор консалтингового центра «РосНалог», внешний эксперт